Артикуляционная гимнастика для детей

image

Правильная речь – это важная составляющая развития каждого ребенка. Но иногда родители сталкиваются с неправильным звукопроизношением, артикуляцией своего чада. Решить проблему помогает артикуляционная гимнастика для детей.

Очень часто родители сталкиваются с проблематичным произнесением букв «р», «ш» у ребенка. С помощью гимнастики можно скорректировать произношение, улучшить подвижность органов, которые участвуют в артикуляции.

Для каждого малыша произнесение звуков отчетливо и точно является сложной работой. Маленький ребенок медленно, но верно тренирует ротовую полость, голосовые связки и легкие. Артикуляционной гимнастикой называют определенный перечень занятий, которые направлены на устранение дефектов речи, выработку точности поз губ, увеличение объема и силы движений. В комплексном использовании такая гимнастика способствует постановке правильного звукопроизношения.

Зачем нужны занятия на артикуляцию?

Упражнения для улучшения артикуляции используются в современном мире активно и повсеместно. Связано это с  тем, что практически каждый ребенок нуждается в помощи, самостоятельно освоить некоторые звуки и правильно произносить слова не у всех получается. Благодаря подобным занятиям любой ребенок сможет научиться разговаривать четко и правильно. Сами родители могут научить своего малыша говорить чисто и не прибегать к услугам логопеда или другого человека.

Артикуляционная гимнастика, видео которой можно найти на тематических интернет-ресурсах, площадках, позволяет проводить упражнения, которые для малыша представляют сложность, в игровой форме. Тренировки по развитию речевого слуха являются самыми эффективными, если они будут проводиться в спокойной обстановке.

Основным преимуществом гимнастики является то, что даже дети с серьезными нарушениями в произношении могут преодолеть речевые барьеры, дефекты в максимально короткое время. Мышцы ротовой полости будут натренированными, а ребенок — полностью подготовлен к школе.

Гимнастика на артикуляцию будет полезна ребятам, у которых наблюдается правильное, но вялое звукопроизношение. Обычно про таких детей говорят «во рту каша». В начальной школе чистое произношение играет первостепенную роль. От того, как школьник произносит слова, зависит его успеваемость, обучаемость. Чем раньше начать проводить гимнастику, тем быстрее ребенок научится не просто говорить, а разговаривать четко, правильно.

image

Проводить артикуляционную гимнастику может специальный работник – логопед. Но при желании заниматься выработкой артикуляции со своим чадом может каждый родитель. Упражнения для правильной артикуляции достаточно просты для понимания и могут проводиться в виде игры.

Гимнастика на правильную артикуляцию может проводиться в разных формах:

  • в стихах;
  • в картинках;
  • в скороговорках;
  • в видеороликах;
  • в песнях и других.

Ребенок часто воспринимает такие упражнения как развлечение. Артикуляционная гимнастика в картинках обязательно понравится всем и доставит много положительных эмоций.

Как проводить упражнения дома

Артикуляционные упражнения можно и нужно проводить в домашних условиях. Чтобы у малыша не было проблем с произношением в будущем, необходимо заботиться об артикуляции с раннего детства. Гимнастику можно проводить с детьми, которые только начинают говорить. Используя упражнения в виде обучающих, но веселых игр, вы поможете ребенку быстро разговориться, и звуки будут произноситься точно и четко. Ведь очень часто дети долгое время разговаривают непонятно, глотая буквы, звуки.

Если неправильное звукопроизношение наблюдается у детей 3-4 лет, то занятия с логопедом ни в коем случае нельзя полностью заменять артикуляционной гимнастикой. Ребенок сможет говорить правильно только в сочетании работы логопеда и специальных упражнений на артикуляцию.

Выполняя упражнения дома, необходимо работать с зеркалом. Такой метод обеспечивает зрительное управление ребенка своими действиями. Родители параллельно с упражнениями могут задавать наводящие, уточняющие вопросы. Например, где расположен язычок, как можно вытянуть губки или что сделать с губами, как выглядит буква «о»? Такие вопросы помогут запоминать упражнения и впоследствии выполнять их правильно, контролировать рот, губы и язык во время произношения.

Первое время упражнения можно проводить в произвольном порядке и количестве. Главное, чтобы ребенку нравились занятия, так как от психоэмоционального состояния зависит исход гимнастики. Чем веселее будут проходить занятия, тем лучше это скажется на конечном результате. Через 2 недели после начала гимнастики темп занятий нужно увеличивать и выполнять их со счетом. В этом случае нужно следить, чтобы каждое упражнение выполнялось плавно, четко. В противном случае занятия не будут иметь никакого смысла.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет проводится 2 раза в день. Продолжительность занятия должна составлять примерно 5-8 минут. Длительность гимнастики во многом зависит от настроения и усидчивости ребенка. Для детей до 4  лет можно проводить простые упражнения в картинках, с зеркалом или в стихах. Не забывайте следить, чтобы маленький ученик усвоил основные упражнения, движения.

Для дошкольников гимнастика на артикуляцию немного усложняется. На занятиях нужно следить, чтобы ребенок произносил буквы, слова и словосочетания плавно, точно, без каких-либо заминок, подергиваний. Дошкольники 6-7 лет должны выполнять задания быстро, ритмично. Они должны уметь задерживать неизменное положение языка, губ на достаточно длительное время.

Какие бывают упражнения на артикуляцию

Проводить артикуляционные упражнения можно начинать с детьми, возраст которых превышает 1 год. Здесь каждый родитель может проявлять свою фантазию, придумывать новые упражнения и показывать их своему чаду. Собираетесь на прогулку, тогда перед тем, как выйти на улицу, расскажите малышу, как лает собака, мычит корова, квакает лягушка. Пока вы одеваете ребенка, то можете рассказать обо всех животных.

Обязательно понравятся ребенку и такие упражнения, как сделать губами дудочку или тарелочку, дотянуться языком до носа. Такие упражнения можно делать в любых местах. Где бы ребенок ни находился — дома, на прогулке, в машине, вы всегда сможете провести с ним интересные и полезные занятия, которые благотворно скажутся на его артикуляции и звукопроизношении.

Артикуляционная гимнастика 2-летнему ребенку помогает запомнить и произносить много новых слов. В этом возрасте каждое упражнение для наилучшего результата нужно повторять по 6-8 раз. Самыми популярными и эффективными артикуляционными упражнениями для раннего возраста являются:

  • перекатывание орешков во рту;
  • надувание, сдувание щек;
  • цоканье языком;
  • движения языком слева направо, как маятник;
  • напряженная улыбка с обнажением зубов;
  • игра в паровозик, когда нужно погудеть «у-у-у»;
  • заворачивание языка наверх, как блинчик.

Артикуляционная гимнастика в стихах или рассказах будет интересна для детей постарше. Упражнения можно проводить в виде сказочного представления. Например, читаете такой текст: проснулся рано утром маленький язычок, потянулся и открыл окошко (ребенок открывает рот), посмотрел наверх на небо, где же яркое солнышко? (вытягивает язык к носу). Стал язычок искать солнышко (вытягивает язык попеременно налево и направо). Такие сказки и стишки можно придумывать самостоятельно. Проявляйте фантазию и учите своего малыша забавным упражнениям на артикуляцию.

Артикуляционная гимнастика для детей, картотека которой содержит более тысячи увлекательных и веселых упражнений, может помочь здоровым мальчикам и девочкам с дефектами речи и научить правильному произношению. Многие упражнения могут скорректировать неправильную артикуляцию, что благотворно скажется на развитии.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет включает в себя более сложные задания. Ребенок должен выучить небольшой стих или правильно проговорить скороговорку. Ребенок готовится к школе, поэтому он должен знать все буквы алфавита, правильно произносить их. Помочь поставить артикуляцию, звукопроизношение может специальная алфавитная доска с картинками. На каждой картинке изображена буква и предмет, который начинается на нее. К примеру, картинка с буквой «Р» и изображением ракеты.

Артикуляционная гимнастика для звука «р» включает много интересных занятий. Чтобы ребенок полноценно воспроизводил букву «р», следует проводить с ним такие задания, как:

  • Заборчик;
  • Трубочка;
  • Лошадка цок-цок;
  • Маляр.

Упражнение «Заборчик» выполняется следующим образом: малыш улыбается с сомкнутыми зубами. Родителям нужно контролировать, чтобы у него был правильный прикус – верхний ряд зубов должен перекрывать нижний.

Занятие «Трубочка» подразумевает вытягивание губ трубочкой. Зубы должны быть сомкнутыми. Очень интересно проходит занятие «Лошадка цок-цок». С его помощью можно укрепить мышцы языка, выработать подъем языка наверх. Малыш улыбается, показывает зубы. Затем нужно пощелкать языком, как цокает лошадь своим копытом. 

Занятие «Маляр» понравится каждому малышу. Оно достаточно простое и позволяет отработать движения языком. Выполняется оно так: малыш широко улыбается, после чего открывает рот, гладит кончиком языка поверхность твердого неба, выполняя движения вперед, назад.

Каждый родитель может проводить занятия на артикуляцию со своим чадом, но если у него есть дефекты речи, то их устранение лучше доверить специалисту. Логопед поможет поставить артикуляцию, звукопроизношение, проведет фонетические и дыхательные упражнения

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации